Nike Air Zoom Spiridon: олимпийские кроссовки
Кроссовки, ставшие синонимом побед на Олимпийских играх и успевшие зарекомендовать себя в уличной культуре
Кроссовки, ставшие синонимом побед на Олимпийских играх и успевшие зарекомендовать себя в уличной культуре
Погрузившись в архивы, в 2020 году Nike возродил кроссовки Air Zoom Spiridon Cage 2. Бренд начал с громкого перевыпуска, пригласив калифорнийских коллег из Stussy для двух специальных релизов модели. Как и в случае с другими ретро-кроссовками, Spiridon имеет долгую историю, которая началась еще в 1984 году.
Кроссовки Nike Spiridon дебютировали в начале 80-х годов в бело-красной цветовой гамме. Через несколько лет была выпущена белая итерация. Они имели минималистичный верх, как и все беговые модели того времени, получили свою долю славы благодаря Карлушу Лопешу, португальскому легкоатлету. Надев кроссовки Nike Spiridon на Олимпийских играх 1984 года, он выиграл золотую медаль в марафонском забеге.
Название для кроссовок было выбрано не случайно. Так как они предназначались для олимпийцев, Nike решил вспомнить человека, с которого официально началась история марафонского состязания. Бренд отдал должное заслугам греческого спортсмена Спиридона Луиса, который стал первым Олимпийским чемпионом в этой дисциплине. Выиграв гонку в 1896 году, атлет был признан героем в родной Греции.
Первые кроссовки Nike Spiridon не имели «воздушной» амортизации ни в каком ее проявлении. Однако вскоре это было исправлено. В 1997 году дизайнер культовой модели Air Max 97 Кристиан Трессер добавил в подошву беговой обуви технологию Air Zoom. Хотя атлеты и сникерхеды уже были знакомы с инновацией, основанной на баллонах с воздухом в пяточной области, новая разработка все же сумела их удивить.
Подошва Zoom представляет собой сжатый воздух и туго натянутые волокна, которые поглощают удары и уменьшают давление на мышцы, суставы и связки. Технология дебютировала в 1995 году в кроссовках LWP (lightweight performance). Изначально разработка называлась Tensile Air («растяжимый воздух»), но год спустя обрела новое название в рамках выпуска кроссовок Nike Air Zoom Alpha.
Когда Кристиан Трессер разрабатывал Nike Air Zoom Spiridon, он пошел еще дальше. Дизайнер поместил воздушный баллон в пластиковую «клетку», чтобы обеспечить лучшую защиту и стабилизацию. Новшество было размещено под подошвой из пеноматериала Phylon. Передняя часть стопы включала материал Duralon, прочную резину для улучшения упругости. Хотя кроссовки стали лишь одной из многих моделей, использующих подобный каркас, именно Spiridon в итоге получили неофициальное дополнение к названию — Cage.
Изготовленный из легкой сетки, воздухопроницаемый верх обуви стал первым в своем роде. Он значительно уменьшил вес кроссовок, попутно демонстрируя эффектный брендинг по бокам. Благодаря этому Nike Air Zoom Spiridon оценили не только спортсмены — модель стала частью уличной культуры.
История кроссовок Spiridon — очевидное доказательство того, что Nike никогда не стоит на месте. 2003 год был отмечен заметным прорывом с выходом модели Nike Air Zoom Spiridon Cage 2. За ее дизайн отвечал один из самых плодовитых разработчиков компании — Стивен Смит.
Кроссовки получили верх из легкого сетчатого текстиля с кожаными деталями. В подошве использовалась комбинация вспененного материала Phylite и резины. Смит сделал канавки в передней части подошвы, стремясь обеспечить большую гибкость стопы. Он также увеличил область пятки с амортизацией Air Zoom. Однако по-настоящему интересным решением стала видимая «клетка» из термопластика Pebax, которая обволакивала «каблук». Модель изначально вышла для японского рынка, но после ошеломительного успеха Nike решил выпустить ее и в США.
«Японцы были в восторге, — вспоминал Смит первую реакцию публики на обувь, — первоначально релиз предполагал реализацию 40 000 пар, но люди сошли с ума, и бренд увеличил количество обуви до 80 000».
Хотя название Air Zoom Spiridon Cage 2 звучит как продолжение оригинального культового дизайна 1997 года, на самом деле кроссовки были частично вдохновлены Air Zoom Citizen, выпущенными в 1999 году. В них была «обнажена» амортизация, из-за чего, по мнению Смита, она могла прослужить не слишком долго. Мягкая вставка нуждалась в каркасе. Обновленный силуэт Spiridon Cage 2 представлял собой решение этой проблемы. Спустя два года он был еще раз доработан до версии Nike Air Zoom Spiridon Plus с усиленной амортизацией.
Второе триумфальное возвращение Nike Air Zoom Spiridon состоялось в 2016 году. На этот раз релиз полностью повторял версию кроссовок 1997 года. Верхняя часть была изготовлена из плотного текстиля и легкой сетки, через которую проглядывались плетеные петли, переходящие в шнуровку. Подошва Air Zoom демонстрировала знакомый рельеф без видимой «клетки».
Модель получила множество итераций, основанных на смене цветовых комбинаций. Вершиной коллекции стала совместная работа с граффити художником Stash, который уже имел опыт сотрудничества с Nike. Он использовал синие оттенки верха из замши и сетки. Свой фирменный символ в виде стрелки Stash поместил на мысок и петлю сзади. Для создания контраста использовались светоотражающие детали и глянцевый логотип Swoosh.
Несмотря на то, что Nike отдает предпочтение переизданию силуэтов 1980-х и 1990-х годов, компания решила вернуть Air Zoom Spiridon Cage 2 из 2000-х. В 2020 году бренд привлек внимание к «олимпийским кроссовкам» релизом, созданным совместно со Stussy. В центре внимания коллаборации — пружинистый пеноматериал Phylite и, само собой, технология Air Zoom Caged.
В модели расцветки «Fossil» используется крупная сетка в сочетании с канвасом, напоминающим грубую ткань, полученную из волокон стеблей конопли. Преобладание бежевого оттенка отражает главную тему релиза — древние окаменелости. Контраста придает черный совместный брендинг и фирменная «клетка» из термопластика.
Расцветка «Pure Platinum» делает дизайн кроссовок Стивена Смита более агрессивным. Серебристая кожа обрамляет рефлективную сетку, в то время как пятка, «клетка» Air Zoom и брендинг вновь основаны на черных акцентах.
Футуристический дизайн Air Zoom Spiridon Cage 2 от Stussy послужил толчком к последующему переосмыслению знакового силуэта. После выхода уникальной коллаборации модель начала обрастать новыми оттенками. Первыми на сцену вышли кроссовки «Smoke Grey», созданные в стилистике «Pure Platinum», но без рефлективных деталей. За ними последовала версия с красной сеткой «Track Red».
Для США также были предложены две яркие итерации: горчичная «Saffron Quarz» и зеленая «Pistachio Frost». Взамен привычной легкой сетки бренд предложил комбинацию текстиля, замши и кожи, добавив перфорацию для лучшей воздухопроницаемости. Серебристый оттенок остался только на логотипе и язычке. «Клетка» получила новый желтый оттенок «Volt».