Кроссовки Nike Dunk, вторые по популярности кроссовки Nike, появившиеся в 1985 году — после Jordan I, никогда не задумывалась как топовая модель. Напротив, это была модель для баскетбола, ориентированная на студентов колледжей.
Nike Dunk были выпущены в 1985 году. Целевой аудиторией этой пары изначально были студенты колледжей — вернее, те из них, кто увлекались игрой в баскетбол. 1980-е годы стали порой расцвета студенческих лиг в США, поэтому, с коммерческой точки зрения, «Найк» совершили весьма дальновидный шаг. Однако модель Dunk неожиданно для всех перестала быть атрибутом Национальной спортивной студенческой ассоциации и зажила собственной жизнью.
Возможно, на пользу ей пошел именно тот факт, что по своему дизайну она мало напоминала традиционную продукцию Nike. Ее эскиз создал Питер Мур — креативный директор бренда, ранее разработавший дизайн Jordan I. Dunk стали в определенном смысле результатом эволюции Air Force 1 — хитовой модели, вышедшей тремя годами раньше. По своей верхней части «Данки» напоминали как Nike Terminator, так и Jordan I.
Be True to Your School
Сначала новинку назвали College Color High. Слово Color здесь намекает о цвете униформы студенческих спортивных команд. Слоган маркетинговой кампании звучал как Be True To Your School («Будь верен своему колледжу»). Nike спонсировали команды первого дивизиона, и продавали свою обувь их болельщикам.
Dunk оставались популярными вплоть до конца 1980-х. Потом спортивные технологии слишком сильно изменились, и в этих кроссовках стало неудобно выходить на баскетбольную площадку. Однако для повседневного ношения «Данки» все еще считались прекрасным выбором, тем более что их дизайн изменился в лучшую сторону: голенище укоротили, фирменный значок «свуш» сделали чуть более утолщенным, ради уменьшения массы кроссовок язычок стали изготавливать из нейлона.
Смена направлений
Обновленный внешний вид Dunk привлек к себе внимание скейтбордистов. Многие известные скейтеры катались в этих кроссовок, однако до официальных коллабораций с Nike дело не доходило.
В 1999 году бренд выпустил тогда уже легендарную пару в новых дополнительных оттенках. Кроме того, в честь Wu-Tang Clan и их альбома Enter the Wu-Tang (36 Chambers) был создан лимитированный тираж Wu-Tang Dunk, состоящий всего из 36 пар. Кроссовки с вышитыми буквами Wu W достались участникам музыкального коллектива и их ближайшему окружению. Сейчас стоимость этих пар измеряется десятками тысяч долларов, это модель считается одной из наиболее ценных в серии Dunk.
Еще одной значимой моделью той эпохи стали Dunk CO.JP, чье цветовое решение было ориентировано на японских покупателей. Наиболее известным поклонником этой пары стали Хироси Фудзивара, которого называли «крестным отцом японского уличного стиля». Многие поклонники Nike лично приезжали в Японию, чтобы приобрести там заветные CO.JP.
Погружение в уличную культуру
Первая коллаборация Dunk с другим брендом пришлась на 2001 год. Их партнером стал производитель уличной одежды Stussy. Над дизайном кроссовок работал представитель Nike Фрейзер Кук, а также Саймон Портер и Майкл Копельман — основатель компании Gimme Five, являвшейся европейским дистрибьютором Stussy. Результат коллаборации продавался только в сетевых магазинах, по 12 пар каждой расцветки ежедневно. Механика оказалась более чем успешной и вызвала ажиотаж вокруг кроссовок Dunk.
В течение следующих нескольких лет выходили известные силуэты, от Brazil и Celtic до совместных моделей с Supreme, которые помогли марке остаться в центре культуры сникерхедов. К середине 2000-х годов, с возобновлением интереса к старым моделям Jordan, Dunk начали «выдыхаться»; несмотря на возврат к прежним Be True в 2003 и 2012 годах соответственно, потребители большей частью потеряли интерес к данному силуэту. С другой стороны, его модификация для скейтбординга вызвала фурор.
Nike SB Dunk
В 2001 году Сэнди Бодекер был назначен генеральным управляющим Nike SB, и перед ним стояла задача реорганизовать бизнес Nike, находящийся на грани банкротства. Хотя скейтбордисты в течение многих лет до этого носили Dunk и Jordan I от Nike, фирме не удалось создать успешное подразделение по скейтбордингу.
Дизайнеры Nike взяли за основу кроссовки Nike Dunk и незначительно модифицировали их для нужд скейтеров. Нейлоновый язычок заменили на новый более толстый, к стельке добавили амортизирующую подкладку. Старую баскетбольную подошву заменили на плотную резину, обеспечивающую лучшее сцепление с поверхностью доски. Эта модель получила название Dunk SB. Ее амбассадорами стали легендарные скейтбордисты Дэнни Супа, Ричард Малдер, Джино Януччи и Риз Форбс.
В 2002 году в продажу поступила модель I-95 SB Dunk Low серого и темно-синего оттенков, названная в честь федеральной автострады. Потом Nike устроили коллаборацию с Supreme, благодаря чему их кроссовки перестали ассоциироваться только со скейтбордингом и нашли себе нишу в сегменте уличной моды.
Для официального выпуска Nike SB Dunk Low четыре райдера Nike получили эксклюзивную расцветку под названием Colors By. Каждая расцветка стала мешенью на форумах NikeTalk и коллекционеры быстро вцепились в нее зубами. В течение нескольких месяцев сникерхедеры стали частыми посетителями небольших скейтшопов, чтобы приобрести ограниченную серию SB Dunk. В то же самое время Nike SB отказалась от совместной работы как с Zoo York, так и с Chocolate — на тот момент знаковыми скейтерскими брендами — и в конечном итоге сделав коллаборацию с Supreme. Первые в истории кроссовки без Джордана, но с рисунком кожи слона, Supreme SB Dunk стали в переносном смысле последним кирпичиком в культовом статусе силуэта, и к сентябрю 2002 года каждый коллекционер Nike стал охотиться за ними.
Обеспечив для Nike место в индустрии скейтбординга и не только, SB Dunk преодолел разрыв между культурой сникерхедеров, уличной одеждой и скейтбордингом. Хотя Supreme все еще был в большей степени скейт-брендом, с тех пор как он открылся в 1994 году, ключевое влияние на него оказывали течения панков и хип-хопа. Теперь Supreme не только перенял элементы этих субкультур, но с выпуском премиального SB Dunk он еще больше оказался в центре внимания. По прошествии времени можно сказать, что это падение стало поворотным моментом в современной истории мужской одежды.
В первое десятилетие XXI века линейка «Данк» была существенно сокращена — но спрос на наиболее популярные модели оставался стабильно высоким и иногда даже приводил к скандальным ситуациям. Например, кроссовки Nike Dunk SB Low Staple NYC Pigeon были моментально распроданы в розничном магазине Рида Спейса на Манхеттене.
Тысячи людей, которые тоже мечтали стать обладателями этой модели, наводнили близлежащие улицы. Полицейские помогали тем покупателям, кому удалось добраться до новинки первыми, покинуть магазин — иначе толпа не дала бы им дойти до транспорта. Журналисты осветили этот бунт в национальных новостях, и с этого момента коллекционирование кроссовок Nike стало частью мейнстримовой культуры.
Бренд сумел грамотно воспользоваться хайпом и в последующие несколько лет выпустил ряд удачных коллабораций со знаменитостями из самых разных отраслей. Были выпущены кроссовки в честь музыкальной группы Guns’ n’ Roses. Пара Paris Dunk получила статус наиболее дорогостоящей на рынке. Вдохновившись историей Златовласки, дизайнеры разработали отделанные мехом «медвежьи Данк». Вторичный рынок для перепродажи различных моделей «Данк» уверенно расширялся.
Однако к началу 2010-х безо всякой видимой на то причины настал очередной спад. К 2015 году стоимость тех кроссовок, которые продавались с рук за тысячи долларов, упала в десятки раз.
Новая жизнь
В 2016 году, в честь своего 30-летия, была переиздана серия «Be True To Your School». Эти пары оказались почти точным воспроизведением ретродизайна, а единственная разница заключалась в том, что кроссовки стали чуть короче и шире.
Примерно через год фанаты Nike вновь начали проявлять массовый интерес к оригинальным ретромоделям. В частности, в парах Syracuse и Michigan Dunk на публике неоднократно появлялся Вирджил Абло. В 2019 году дизайнер заявил о намерении выпустить коллаборацию Off-White с Dunk.
Вдохновившись цветной обувью из коллекции Be True To Your School, Абло выбрал три пары низких кроссовок Dunk: Celtics, Michigan и UNLV. Он оснастил их пластиковыми креплениями на липучках и системой быстрой шнуровки, а под значок «свуш» поместил оранжевую бирку. В течение года эти кроссовки стали настоящим хитом продаж.
Новая волна релизов за последние несколько лет помогла реабилитировать имидж SB Dunk — в том числе последние релизы SB Dunk Low в сотрудничестве с хип-хоп исполнителем Трэвисом Скоттом. Известный поклонник Nike, Скотт регулярно появляется в редчайших парах Nike Dunk и представляет собой новое, иное поколение фанатов этой обуви.
Скотт разработал эксклюзивный Cactus Jack SB Dunk в рамках своего постоянного сотрудничества с Nike, что в той же мере является явным признаком его приверженности силуэту. Теперь многие из самых вожделенных Dunk снова растут в цене, а та обувь, которая в 2016 году стоила менее 100 долларов, продается за тысячи долларов.
В канун 35-летия модели, можно смело сказать, что силуэт Dunk вошёл в пантеон легендарных моделей бренда. Силуэт смог добиться самостоятельности за счёт ярких расцветок, интересных коллабораций и сохранения первоначального облика модели. Удивительное свойство силуэта — сочетание нового звучания и винтажных тенденций. К тому же, эта модель не теряет своей актуальности и благодаря людям, которые её носят.
Коллекция Nike доступна в магазине на Петровском и онлайн
Перейти к коллекции Nike