FUCT: икона контр-культуры США
Рассказываем об одном из самых панковых брендов стритвира и показываем нашу съёмку с вещами из новой коллекции
Рассказываем об одном из самых панковых брендов стритвира и показываем нашу съёмку с вещами из новой коллекции
Пародия корпоративной культуры и логотипов, отсылки к культовым фильмам, провокационное поведение — вплоть до названия, которое в произношении легко спутать с нецензурным «fucked». Если бы таким занялся молодой бренд сегодня, его обвинили бы в копировании десятка других брендов. Но Эрик Брунетти со своим FUCT делал всё это в 1990-х — и был среди первых.
Эрик Брунетти родился в 1967 году в Питтсбурге, Нью-Джерси. Любовь к скейтбордингу, стремительно набиравшему тогда популярность, мотивировала Эрика в 20-летнем возрасте переехать на калифорнийское побережье, в Лос-Анджелес. Там он занимался граффити под псевдонимом DEN ONE и познакомился с профессиональным скейтбордистом Натасом Каупасом.
У Натаса уже был свой бренд досок, 101. Эрик нарисовал для него множество иллюстраций, а затем у них родилась общая идея названия FUCT. Сегодня его чаще всего расшифровывают как «Friends U Can’t Trust» — «Друзья, которым ты не можешь доверять». Но, как признаётся сам Брунетти, в начале их привлекло именно звучание, казавшееся чрезвычайно забавным.
Даже когда под маркой FUCT вышли реальные вещи, для Эрика Брунетти это всё ещё было шуточным, мимолётным проектом, делавшимся на личные деньги. Возможно, именно отсутствие отвественности перед кем-либо позволило ему создать одни из самых интересных и провокационных принтов — включая пародию на логотип Ford.
В 90-е интернет не был повсеместным явлением, поэтому даже при желании распространить FUCT за пределы Лос-Анджелеса было бы непросто. Важную роль сыграл Джеймс Джеббиа — до основания Supreme он занимался магазином Union в Нью-Йорке, где продавался в том числе Stussy. Union до сих пор работает в Лос-Анджелесе и Токио.
После Union FUCT попал в скейтшопы по всей стране. К счастью, популярность не изменила отношения Брунетти к дизайну. Более того — открыла двери к более интересным и провокационным коллаборациям. FUCT сотрудничал с художником KAWS, собрал свою команду скейтбордистов, одним из первых запустил онлайн-магазин (в 1996 году). Как результат — журнал The Face в 1999-м назвал FUCT одним из сорока главных брендов в моде на текущий момент.
Среди знаменитостей вещи FUCT можно было заметить на Дэйве Гроле из «Нирваны», Леонардо Дикаприо, Рианне, Билли Айлиш, Тренте Резноре и других. Однако новая волна популярности бренда началась лишь в последние несколько лет, примерно с 2017 года. Связано это с тем, что Брунетти долгое время фокусировался на японском рынке — там он продавал вещи из линейки FUCT S.S.D.D. (Same Shit Different Day), отличающейся более высоким качеством. С учётом доставки в $25, немногие заказывали его вещи в США и Европе. Теперь же всё вернулось на родину.
В массовой культуре Брунетти также известен попыткой зарегистрировать торговую марку FUCT. Он подал заявку в 2011 году, когда количество подделок превысило разумные пределы. Сначала заявку отклонили из-за скандальности названия, а затем одобрили в 2017-м. Затем администрация Трампа вновь отменила решение, доведя дело до Верховного суда. 24 июня 2019 года суд принял решение, что нельзя отклонить регистрацию торговой марки из-за её аморальности или скандальности, тем самым обеспечив FUCT надёжную легальную основу.
В интервью для Jenkem Magazine Эрик Брунетти говорит, что нынешнее время практически противоположно 90-м. Тогда люди выпускали всё подряд, в том числе явно оскорбительные для людей вещи. Теперь же это практически невозможно. Нормальные вещи и здравый смысл стали по-своему панковыми темами.
На вопрос о примере подобных принтов Эрик отвечает: «Как насчёт иллюстрации, изображающей людей в очереди к церкви? Это спровоцирует многих людей. Они будут называть это расистским, несмотря на то, что это не имеет ничего общего с расой. Они будут говорить что-то про белых мужчин и прочую чепуху. С другой стороны, если изобразить горящую церковь и мёртвых в крови вокруг, все подумают, что это очень круто. Не то что бы я хотел сделать какую-либо из таких работ, но просто как пример». Тем не менее, Брунетти сохраняет долю религиозных идей в новой коллекции. Более подробно вещи можно рассмотреть в нашей съёмке.
Далеко не все принты на толстовках и футболках FUCT можно назвать оскорбительными без учёта контекста. Однако социальный фон и постоянно меняющиеся стандарты политкорректности вполне могут сделать эту одежду более провокационной, чем любое творение Брунетти из 90-х.