Nike Air Max Triax 96: возвращение забытых кроссовок
Возрождение силуэта с олимпийской историей и выраженным ностальгическим настроением
Возрождение силуэта с олимпийской историей и выраженным ностальгическим настроением
Nike регулярно возрождает беговые кроссовки 1990-х годов. Среди них знаковые силуэты Air Max 95, 97 и Plus. Однако помимо признанной классики были и другие модели, которые долгое время оставались незаслуженно забытыми. Речь идет о Triax, восхождение которых началось на Олимпиаде ’96 в Атланте. Бренд обратил на кроссовки внимание в конце 2019 года, вернув их в расцветках OG, а также сделав частью релиза «Doernbecher». Эстетика ушедшей эпохи соблюдается в материалах, белой основе и ярких акцентах.
Линейка Nike Air Max с инновационной видимой амортизацией появилась в 1987 году. То, что начиналось как уникальная технология, ознаменовало будущий тренд для спортивной обуви. Ответственным за дизайн был Тинкер Хэтфилд. Он пришел в компанию в качестве проектировщика офисов Найк в Орегоне, но позже занялся разработкой кроссовок. Тинкер применил архитектурный опыт и добавил бунтарский дух, которого не хватало бренду. Поездка в Париж послужила катализатором для яркой идеи. Там Хэтфилд увидел Центр Жоржа Помпиду, который многие считали уродливым. Функциональные и структурные элементы здания были размещены снаружи для всеобщего обозрения. Тогда дизайнер понял, что нужно сделать кроссовки, которые также будут наглядно показывать свою внутреннюю суть. В результате он вывел воздушную амортизацию в прозрачное окошко Air Max 1.
Технология Nike Air не являлась новшеством. Она была разработана бывшим инженером НАСА Фрэнком Руди и введена в Air Tailwind еще в 1978 году. Воздух заменил традиционную формованную подошву из пеноматериала EVA на наполненные газом уретановые капсулы. Они были невидимыми, так как в компании решили, что амортизацию следует ощущать, а не видеть. Так продолжалось, пока не появился Тинкер Хэтфилд.
За последующие годы воздушные баллоны и силуэты совершенствовались в дизайне и функциональности. Вслед за Air Max 1 вышли такие знаковые модели, как Air Max Light, Air Max 90, 180, 93 и 95. Последние заслужили особого внимания. Кроссовки прозвали революционной беговой обувью за волнистый верх и капсулы, расположенные как в носовой, так и пяточной области. Для работы над провокационным силуэтом Найк привлек промышленного дизайнера Серджио Лозано.
«Я вспомнил кое-что, что Тинкер Хэтфилд всегда говорил, работая над другими проектами. Он говорил: «Хорошо, это отличный дизайн, но какая у вас история?», - вспоминал Лозано позже. Поэтому он рассказал, откуда черпал вдохновение. Однажды в дождливый день в штаб-квартире Бивертона Серджио смотрел на озеро через деревья и начал представлять процесс, как дождь разрушает землю. Он подумал, что было бы интересно визуально и технически повторить этот процесс разрушения и эрозии земли в своем новом продукте. Дальнейшее влияние на дизайнера оказала анатомия человеческого тела. Структура человеческих мышц и позвонков сформировали окончательный облик Air Max 95.
Более гладкая версия Air Max 90 с увеличенным воздушным “окном”. Аббревиатура BW так и расшифровывалась – Big Window;
В 1993 было выпущено две модели Air Max 94. Первая с заниженным дизайном напоминала Nike Air Max Light, в то время как вторая получилась больше похожей на Nike Air Max 93;
Второе творение дизайнера Серджио Лозано. Большой любитель природы, на этот раз он вдохновился волнами, чтобы создать кожаный верх с изогнутыми сетчатыми вставками.
Превзойти творения Серджио Лозано было непросто. Однако к 1996 году появилась необходимость создать нечто совершенно новое и впечатляющее. Впереди были Олимпийские игры в Атланте. К этому событию Nike тщательно готовился. Бренд решил представить профессиональную беговую обувь Air Max Triax. Релиз подкреплялся обширной рекламной кампанией. К примеру, плакат того года от ритейлера Athlete's Foot гласил:
«Нет двух людей, которые бегают одинаково. Нет двух людей с абсолютно одинаковыми ногами. Наши специалисты в Certified Fit Technicians обучены учитывать ваш уникальный тип стопы при правильном выборе кроссовок Nike, чтобы вы могли получить максимальную производительность, независимо от того, бегаете ли вы 6 миль в неделю или 100. Одной из выдающихся моделей является новая Air Max Triax».
Продвигать кроссовки стали лучше американские атлеты. Среди них был Майкл Джонсон, бегун на дистанции 200 и 400 метров. Он уже являлся обладателем золотых медалей на играх в Барселоне и шести Чемпионатах мира. Хотя Майкл не надевал Triax 96 на сами соревнования, он носил кроссовки на тренировках и в ходе официальных мероприятий. Благодаря этому модель заслужила внимание зрителей, особенно после того, как Джонсон установил мировой рекорд в беге на 200 метров – 19.32. Он также стал единственным спортсменом мужского пола, выигравшим соревнования на 200 и 400 метров на одной и той же Олимпиаде.
Несмотря на то, что Air Max Triax 96 получили долю славы, более известным стало другое творение Nike, за которое Майкла прозвали «Человек в золотой обуви». Он вышел на финальный забег, надев специально разработанную пару золотых шипованных кроссовок, которые весили всего 85 граммов. Они былы сделаны с помощью бренда Zytel, принадлежащего DuPont, который занимался созданием различных износостойких и ударопрочных термопластичных полиамидных составов семейства, более известного как нейлон. Размер левого кроссовка был 10,5 US, а правого – 11 US, что объясняется разными ногами Джонсона. После окончания сезона 1996 года спринтер получил премию имени Джеймса Э. Салливана как лучший спортсмен-любитель в любом виде спорта в Соединенных Штатах и был назван «Лучшим спортсменом года» по версии телевизионной сети ABC. Позже была опубликована мотивационная биографическая книга Майкла под названием «Slaying the Dragon: How to Turn Your Small Steps to Great Feats» - «Убить дракона: как превратить ваши маленькие шаги в великие подвиги».
Среди женщин, красовавшихся в Air Max Triax 96 на играх, была Гвен Торренс. Она имела в своей копилке две золотые и одну серебряную медали в Барселоне, а также серебро, бронзу и золото за прошедшие Чемпионаты мира. В 1996 году Гвен завоевала золото в эстафете 4×100 метров и бронзу в беге на 100 метров.
После довольно неплохого старта кроссовки недолго сияли на вершине успеха. Их затмили последующие громкие релизы, такие как Air Max 97 и Air Max Plus с усовершенствованной технологией Tuned Air. Однако в конце 2019 года в Найк вспомнили о модели, которая была выпущена 23 года назад. Было решено переиздать ее в первоначальном виде, включая культовые расцветки OG.
Белая кожа покрывает большую часть верха, в то время как фигурные вставки выполнены из черного нубука и сетчатого текстиля. Контрастные красные детали включают окантовку текстильного язычка, петли на шнуровке, логотип и акцент на амортизации Air Max. Несмотря на то, что по большей части модель выглядит сдержанно, сама по себе она довольно примечательна;
Черная замша по-прежнему сочетается с белоснежной кожей, а сетчатые вставки выполнены в голубом цвете. Яркие акценты также присутствуют на язычке, заднике и подошве;
Кроссовки взяли оформление от «University Red» и яркую сетку от «Varsity Royal», которая стала красной. Модель выглядит ярче и притягательней, но все еще отсылает к классике 1996-го года;
Новая расцветка кроссовок, которая включает замшу насыщенного фиолетового оттенка, в то время как сетка выполнена в темно-сером почти черном цвете. Традиционно преобладает белая кожа. На этот раз на подошве нет контрастных акцентов, кроме черной резиновой подметки;
Итерация, напоминающая расцветки OG, при этом яркий оттенок сетки заменен на сдержанный серый. Все остальные характеристики остались неизменными;
В рамках празднования успешной трансплантации почки Брансена Фернандо, Nike и детская больница «Doernbecher», связанная с Орегонским университетом здоровья и науки, использовали возможность показать историю борьбы с двусторонним раком почки с помощью новой версии кроссовок. Детали, демонстрируемые по всей поверхности, показывают любовь Брансена к спорту, семье, донору почек и даже его медсестре. Облаченная в яркие цвета, модель из тех же традиционных материалов украшена различными символами, в том числе Снупи и датой операции на язычке.
В то время как культовая классика Air Max удостаивалась частых переизданий с момента своего выпуска, Triax только начинает этот путь. Возрождение свидетельствует о том, что винтажный силуэт может избежать повторения истории с многолетним пребыванием в архивах и занять заслуженное место в списке самых популярных кроссовок следующих лет.
Перейти к коллекции Nike