Эволюция кроссовок Air Jordan 1
Рассказываем про первые кроссовки Майкла Джордана и Nike, проложившие дорогу феноменальной линейке Air Jordan
Рассказываем про первые кроссовки Майкла Джордана и Nike, проложившие дорогу феноменальной линейке Air Jordan
Кроссовки Air Jordan 1, вышедшие в 1985 году, стали мировым феноменом как на баскетбольной площадке, так и в сникер культуре. Они появились, когда Майкл Джордан был признан «Новичком года» в НБА и принял участие в Матче Всех Звезд. Второе рождение дизайн получил благодаря скейтбордистам, ознаменовавшим появление эпохи ретро. С тех пор Nike регулярно обновляет AJ1, предлагая как классические, так и совершенно неожиданные решения.
В 1984 году «Чикаго Буллз» выбрали Майкла Джордана под третьим общим номером на драфте НБА. Несмотря на то, что баскетболист только начинал свой путь, команда была уверена в его таланте и успешности. «Быки» подписали с Майклом семилетний контракт на сумму 6 миллионов долларов — в то время третий по величине контракт с новичком в истории ассоциации.
Практически сразу после того, как Джордан вышел на площадку, публика увидела в нем восходящую звезду. Талант юного игрока оценили и мировые бренды вроде adidas и Nike. Однако у Майкла уже была своя любимая пара обуви от Converse. Он намеревался подписать контракт с легендарной компанией, которая одной из первых пришла в баскетбол.
Интересен тот факт, что Nike Джордану совершенно не нравились, но орегонская марка не собиралась отступать. Она пошла на жесткие меры, попросив родителей Майкла привезти его в свой кампус в Бивертоне. Следующий ход состоял в том, чтобы предложить спортсмену собственный бренд. После этого баскетболист не устоял и подписал договор на пять лет. Сумма составляла 500 000 долларов.
Майкла не устраивали кроссовки Nike из-за слишком толстой подошвы. Она, по его мнению, мешала чувствовать поверхность во время игры. Тогда Питер Мур, креативный директор бренда, решил создать обувь, которая бы полностью отвечала потребностям баскетболиста. Он взял детали от собственной разработки Air Force 1, а также других моделей вроде Air Ship. Эксклюзивным дополнением для «Его воздушества» стал логотип в виде крыльев с мячом.
Позже, когда Питер Мур рассказывал историю создания символа, он вспомнил, что идея пришла ему во время одного из перелетов. Тогда дизайнер обратил внимание на брошь стюардессы, которая была сделана в форме крыльев. Он взял их за основу, начав рисовать логотип на салфетке. Дополнив набросок баскетбольным мячом, Питер создал то, что стало визитной карточкой Air Jordan 1.
Первая расцветка кроссовок получила название «Bred» или «Black and Red». Их еще называют «Banned» — «запрещенными». История гласит, что Джордан был оштрафован на 5000 долларов в первом же матче, так как вышел играть в черно-красных AJ1. Проблема была в том, что по правилам НБА обувь должна была быть белой. Допускались лишь небольшие контрастные акценты. Однако в компании снова решили не отступать. Они сыграли на недовольстве лиги, выпустив рекламу:
«15 октября Nike создали революционно баскетбольную обувь. 18 октября НБА убрала ее из игры. К счастью, НБА не может помешать вам носить их. Air Jordan. От Nike».
По легенде, каждый последующий раз, когда Майкл выходил на поле в запрещенных кроссовках, его штрафовали на 5000 долларов, а бренд все оплачивал. Сегодня об этой маркетинговой акции известно чуть больше. На самом деле Nike предоставлял спортсмену очень похожие друг на друга Air Ship и Air Jordan. В именной обуви Джордан появился лишь на соревнованиях «Slam Dunk Contest All-Star». Так как это не было официальной игрой НБА, выходка сошла баскетболисту с рук.
Майкл Джордан носил кроссовки в расцветке «Bred» в течение сезона 1985/1986 гг., пока не получил травму. Восстановившись, он вышел на площадку в обновленной версии именной обуви, снабженной ремешком на лодыжке, но модель не была выпущена в продажу. Взамен этого бренд предложил другие цветовые решения с традиционным дизайном, а также заниженную версию Air Jordan Low.
Расцветка «Chicago» больше соответствовала правилам НБА. Она была создана в цветах «Чикаго Буллз», команды Майкла. Затем были представлены «Black Toe», «Shadow», «Royal», и AJ1 KO из канваса. Еще один интересный релиз "«University Of North Carolina» (UNC) имел бело-голубую расцветку, отдавая должное университету, где учился Джордан. Однако Nike на волне популярности кроссовок выпустили слишком много пар. Из-за этого часть AJ1 осталась невостребованной. Когда цена упала до 20 долларов, обувь стали покупать скейтбордисты. Сами того не зная, охотники за дешевыми кроссовками оказали серьезное влияние на зарождение сникер культуры и будущей линейки Nike Skateboarding.
Новые Air Jordan 1 не выпускались до 1994 года. Их затмили более совершенные технологичные кроссовки и последующие версии из линейки Джордана. Несмотря на это, бренд решил рискнуть и переиздать культовые расцветки «Chicago» и «Bred». К сожалению, релиз был принят холодно, и обувь осталась дожидаться своего часа. Только спустя 7 лет была предложена версия «mid» наравне с культовыми высокими и заниженными моделями. Вернув 13 оригинальных расцветок на полки магазинов, компания попала в точку. В начале 2000-х ностальгия по AJ1 начала набирать обороты.
Хотя «Chicago», «Black Toe» и «Bred» навсегда остались наиболее значимыми расцветками, за последние 10 лет бренд предложил множество новых вариаций кроссовок, выпущенных в том числе в рамках коллабораций. Одной из первых заметных работ было сотрудничество Jordan c Levi’s. Дизайн включал детали из денима и знаковый узор «Elephant print», который в то время еще не использовался нигде, кроме как на AJ3. С тех пор первые кроссовки Джордана выпускаются с завидной регулярностью.
Вспоминая историю модели, которая перешла с баскетбольных площадок на улицы благодаря скейтбордистам, бренд решил уделить этому явлению особое внимание. Объединившись с райдером Робертом Лэнсом Маунтином, в 2014 году Nike выпустил уникальную пару AJ1. Кроссовки имели однотонный черный или белый верх (две расцветки), который со временем стирается. В результате обнажается красный и синий оттенок, причем на левом и правом кроссовке проявляются разные цвета. Спустя 5 лет Лэнс предложил заниженную версию «Desert Ore», также скрывающую основные оттенки.
Впервые представленная в 2015 году, расцветка получила вдохновение от яркой игры Майкла Джордана 1985 года. Оранжевые и черные цвета символизировали форму итальянской команды ‘Juve Caserta’ из города Турин, за которую в рамках европейского турне по продвижению Air Jordan 1 играл Майкл. Примечательно, что на форме ‘Juve Caserta’ красовалась голова быка, являющегося символом города Турин, ведь сам Джордан уже начал играть за «Чикаго Буллз». Тогда он разбил щит на мелкие осколки, выполняя слэм-данк. Глянцевая фактурная кожа обуви была похожа на стекла, разлетевшиеся по площадке. Спустя год вышла версия 2.0, а в 2019 году бренд представил Air Jordan 1 Shattered Backboard 3.0. из той же лакированной кожи.
Первый совместный проект Вирджила Абло и Jordan, представленный в 2017 году, представил кроссовки в оригинальной цветовой гамме «Chicago». Реализованный деконструктивизм внешнего вида выражался в наложении логотипа и вышивки. Верхняя часть шнуровки отгибалась, демонстрируя надпись «85». Позже дизайнер предлагал и другие вариации, включая расцветку «UNC», дополненную фирменными бирками.
Хотя коллаборация Nike с Трэвисом Скоттом больше всего известна за дизайн Air Force 1 Low, кроссовки AJ1 в интерпретации музыканта также заслуживают внимания. Верх изготовлен из сочетания белой и черной кожи, дополненной коричневым нубуком. Модель оснащена скрытым карманом и рельефным узором «Cactus Jack».
Новейшая технология FlyEase, которая позволяет снимать и надевать обувь, не используя шнурки, добралась до AJ1 в 2019 году. Представленные в расцветке «Bred» с белым носком, кроссовки оснащены ремешком и молнией. Новые технологии с ретро оттенком.
Еще одна интересная работа со скейтбордистом, которая основана на расцветке «UNC». Кроссовки, созданные при участии Эрика Костона, украшены логотипом линейки Nike Skateboarding и фирменным символом мяча с крыльями.
Под конец 2019 года вышла оригинальная расцветка, где основа состоит из комбинации черного и белого, а красный представлен на окантовке верха. Кроссовки получили вдохновение от рекламы 1985 года со слоганом «Who Said Man Was Not Meant To Fly».
Для 2020 года Nike подготовил новую волну релизов, включая переиздание культовых расцветок прошлых лет и совершенно новые дизайны кроссовок. Первые месяцы уже отметились выпуском Air Jordan 1 Low «Royal Toe» и Air Jordan 1 Retro High OG «Bred» из сатина, которые были намечены еще на конец ушедшего десятилетия. Затем последовало планомерное расширение коллекции.
Кроссовки, выполненные из белоснежной кожи, обрамлены замшей нежного серого и голубого оттенка. Заниженная модель украшена традиционным брендингом и логотипом.
Оригинальное распределение оттенков включает черную основу с акцентами «зеленая сосна». Логотипы присутствуют на язычке, по бокам и в области лодыжки.
Бренд объединил культовые расцветки «UNC» и «Chicago», чтобы представить модель из черной кожи с красным носом и голубыми деталями на пятке. Таким образом, кроссовки отсылают к началу карьеры Майкла Джордана, который учился в Университете Северной Каролины, прежде чем попасть в команду «Чикаго Буллз».
Женская модель из белой кожи оснащена переливающейся окантовкой, которая светится в темноте. Современная итерация классики с учетом последних тенденций.
Обновление культового силуэта на основе технологии амортизации Zoom Air и прозрачных деталей шнуровки. Кроссовки представлены в нежной расцветке «Racer Blue» с контрастной синей подкладкой и полупрозрачной двухцветной подошвой.
Расцветка представляет собой традиционные черные и белые тона, дополненные голубыми деталями на пятке и подошве. Новая версия стала частью целой коллекции заниженных дизайнов в ярких цветах. В то время как основа конструкции изготовлена из кожи, оригинальности добавляет перфорированная замша.
Продолжение линейки, но уже с использованием неонового зеленого цвета вместо голубого. Также используется премиальная кожа и замша с перфорацией.
Высокая модель, облаченная в фиолетовые тона, в то время как голенище, шнуровка и логотип выполнены в черном цвете. Белая основа мыска и боковых панелей переходит на текстильный язычок.
Кроссовки, напоминающие некоторые выпуски 2019 года, украшены яркими разноцветными панелями. Изготовленная из замши, кожи и текстиля, эта итерация также включает контрастную строчку. Логотипы обновились за счет использования глянцевой кожи, в то время как подошва получила характерный рельеф.